В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как четверо людей принесли ко Христу своего расслабленного друга. Дом, в котором проповедовал Христос, был так заполнен, что в него невозможно было войти. И тогда эти люди поднялись на крышу, разрушили кровлю и спустили расслабленного человека к ногам Спасителя. И Он, видя их веру, сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Этот человек был спасен и исцелен. Наша духовная жизнь очень часто складывается не так, как указывается в сегодняшнем Евангелии. Для многих христианская жизнь становится некоей схемой и направлена только на самого себя. Самый главный вопрос, который стоит перед ними: «Что мне можно, а что нельзя». Такой человек живет как бы в дательном падеже: «Что мне?» И получается, что все, что он делает, он делает не для Бога и не для ближних, его вообще мало интересует жизнь. Не является целью человека, живущего по схеме, соединиться с Богом, он или отстаивает богослужения, или вычитывает правила, а жизни во Христе для него не существует, потому что он не задает себе вопрос: «В чем смысл моей христианской жизни? В чем цель моей веры?»
Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что жизнь во Христе и цель христианской жизни – это всегда поступать по любви, какими бы абсурдными или невозможными не казались твои действия. Эти люди поступают именно так, как нельзя. Нельзя приносить ущерб хорошему человеку, который открыл свои двери для Христа и для чужих людей, пришедших Его услышать. А они нанесли серьезный ущерб, сломали ему дом. Но они не жили рассуждением, что можно, а что нельзя, что положено или не положено, они поступили по любви и пошли в этом до конца. О себе они не думали, а только об этом человеке, ради которого пошли на такой странный поступок. Но Христос, видя такую веру, не веру закона, а веру любви, которой нет препятствий, сказал: «Отпускаются тебе грехи твои. Ты можешь быть свободным и ходить сам».
Вот таким образом Господь учит нас осуществлять свой путь и свою веру, всегда думать о том, почему мы собираемся в храме, для чего участвуем в Таинствах. К сожалению, и такие замечательные вещи мы готовы превратить в мертвую, неживую схему. Человек приходит на исповедь и исповедует одни и те же грехи, есть же определенные известные грехи, человек их перечислил, и ему кажется, что он исповедовался. Он приходит к Причастию, и для него это тоже схема, он знает, как можно причащаться, а как причащаться нельзя… Но он не думает о том, что соединяется со Христом, а приходит что-то получить от Церкви и от Христа в ответ на какое-то формально исполненное правило.
И жизнь человека может пройти в недрах Церкви, наполненная постами, богослужениями и добрыми делами, но вне Евангелия, вне литургической жизни, вне любви Христовой. Тот, кто все превращает в схему, будет все время оставаться на месте. Когда есть система, человек не отвечает за свои поступки. Ему не нужна свобода, он просто поступает так, как можно, и не делает того, чего нельзя.
Вот этого надо очень и очень страшиться. Надо думать о том, с каким чувством и с каким смыслом мы молимся, ради чего причащаемся святых Христовых Таин, и какая схема не дает нам причащаться. Давайте постараемся по- другому посмотреть на свою духовную жизнь и всегда стремиться к жизни, радости и любви.
Протоиерей Вячеслав Резников.
(9)