Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы.

palama_ikona1-219x300В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как четверо людей принесли ко Христу свое­го расслабленного друга. Дом, в котором про­поведовал Христос, был так заполнен, что в него невозможно было войти. И тогда эти люди поднялись на крышу, разрушили кров­лю и спустили расслабленного человека к ногам Спасителя. И Он, видя их веру, сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Этот человек был спасен и исцелен. Наша духовная жизнь очень часто склады­вается не так, как указывается в сегодняшнем Евангелии. Для многих христианская жизнь становится некоей схемой и направлена только на самого себя. Самый главный вопрос, кото­рый стоит перед ними: «Что мне можно, а что нельзя». Такой человек живет как бы в датель­ном падеже: «Что мне?» И получается, что все, что он делает, он делает не для Бога и не для ближних, его вообще мало интересует жизнь. Не является целью человека, живущего по схе­ме, соединиться с Богом, он или отстаивает бо­гослужения, или вычитывает правила, а жизни во Христе для него не существует, потому что он не задает себе вопрос: «В чем смысл моей христианской жизни? В чем цель моей веры?»

Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что жизнь во Христе и цель христианской жизни – это всегда поступать по любви, какими бы аб­сурдными или невозможными не казались твои действия. Эти люди поступают именно так, как нельзя. Нельзя приносить ущерб хорошему че­ловеку, который открыл свои двери для Христа и для чужих людей, пришедших Его услышать. А они нанесли серьезный ущерб, сломали ему дом. Но они не жили рассуждением, что мож­но, а что нельзя, что положено или не положе­но, они поступили по любви и пошли в этом до конца. О себе они не думали, а только об этом человеке, ради которого пошли на такой стран­ный поступок. Но Христос, видя такую веру, не веру закона, а веру любви, которой нет препят­ствий, сказал: «Отпускаются тебе грехи твои. Ты можешь быть свободным и ходить сам».

Вот таким образом Господь учит нас осу­ществлять свой путь и свою веру, всегда ду­мать о том, почему мы собираемся в храме, для чего участвуем в Таинствах. К сожалению, и такие замечательные вещи мы готовы пре­вратить в мертвую, неживую схему. Человек приходит на исповедь и исповедует одни и те же грехи, есть же определенные известные грехи, человек их перечислил, и ему кажется, что он исповедовался. Он приходит к При­частию, и для него это тоже схема, он знает, как можно причащаться, а как причащаться нельзя… Но он не думает о том, что соединя­ется со Христом, а приходит что-то получить от Церкви и от Христа в ответ на какое-то формально исполненное правило.

И жизнь человека может пройти в недрах Церкви, наполненная постами, богослуже­ниями и добрыми делами, но вне Евангелия, вне литургической жизни, вне любви Хри­стовой. Тот, кто все превращает в схему, будет все время оставаться на месте. Когда есть си­стема, человек не отвечает за свои поступки. Ему не нужна свобода, он просто поступает так, как можно, и не делает того, чего нельзя.

Вот этого надо очень и очень страшиться. Надо думать о том, с каким чувством и с каким смыслом мы молимся, ради чего причащаемся святых Христовых Таин, и какая схема не дает нам причащаться. Давайте постараемся по- другому посмотреть на свою духовную жизнь и всегда стремиться к жизни, радости и любви.

Протоиерей Вячеслав Резников.

(9)

Добавить комментарий